ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕСогласно исламу, после смерти Мухаммеда уже не могло быть в мире других пророков. Но кто-то должен был стоять во главе новой веры и нового государства мусульман. Такими лидерами — светскими и духовными — стали халифы, то есть наместники пророка или его "заместители". Первыми халифами были родственники и ближайшие сподвижники Мухаммеда. Более всех из них прославился халиф Омар (634-644 гг.). Вдохновленные идеей джихада (священной войны с "неверными"), мусульмане обрушились на соседние страны. Прежде всего на Византию, Иран и Йемен. Византийская армия была разгромлена в Сирии, иранские сасаниды потерпели сокрушительное поражение в битве на реке Евфрат, Йемен пал... С поразительной легкостью арабы покоряли страны, сокрушали некогда великие династии и завоевывали народы. Они создали мощную и маневренную конную армию, первыми начали использовать тяжелую кавалерию, их лучники не знали себе равных. Вскоре они стали хозяевами не только на суше, но и на море. К тому же слухи о новом всемогущем боге Аллахе и его непобедимых воинах опережали даже быстроногих арабских скакунов. Многие из покоренных народов сами с радостью вливались в ряды мусульман. "И век настал великого Омара..." — так написал о том времени арабский поэт Фирдоуси. "Ислам — или меч!" — это непреклонный девиз того времени. Разумеется, было много крови. Но надо заметить, что арабы не требовали от завоеванных народов немедленного перехода в мусульманство и признания воли Аллаха. Более того, хотя они и отрицали Божественную сущность Христа, считая его просто "праведным человеком", поначалу были вполне веротерпимы по отношению к христианству. А вот языческое многобожие искореняли со всей беспощадностью. Иногда эта беспощадность доходила до вандализма. Так, завоевав Египет, под предлогом борьбы с язычеством, халиф Омар первым делом уничтожил бесценные сокровища Александрийской библиотеки. Говорят, отдавая приказ, халиф сказал: "Все, что в древних книгах соответствует Корану, есть и в самом Коране, а то, что Корану не соответствует, то не годится для мусульман. Так зачем же она существует?.." Но вскоре в самом исламе начался раскол между двумя религиозными течениями: суннитов и шиитов. Основные законы мусульман содержатся в священной книге Коране. Но кроме Корана существуют еще изречения Мухаммеда, записанные его близкими и собранные в специальные книги — сунны. В суннах заключены объяснения и толкования неясных мест Корана. Те, кто признавал Коран и сунну, назывались суннитами, те же, кто признавал только Коран, — шиитами (от арабского шиа — группа). А началось все с того, что двоюродный брат жены Мухаммеда Али, начал борьбу за родственное право наследования пророку. Али заявил, что лишь родственники Мухаммеда обладают особой благодатью верного толкования Корана, а потому и правом на престол. По мнению других мусульман, такая узурпация власти в руках одного рода, даже если это род самого пророка, недопустима. Между двумя ветвями мусульманства разгорелась ожесточенная борьба, закончившаяся смертью Али (661 г.), — его предательски убил бывший приверженец. Престол достался наместнику Сирии Муавию Омейи. Он перенес столицу халифата из Мекки в Дамаск, но это было не главное его свершение. Он основал династию Омейядов, которая успешно продолжила мусульманские завоевания на всех направлениях. К середине VIII века арабы огнем и мечом подчинили себе Афганистан, часть Армении, Восточную Грузию, Южный Азербайджан, на востоке дошли до нынешнего Казахстана, на севере —Дона. Омейядами полностью были захвачены африканские владения Византии, лежавшие к западу от Египта, — современные Тунис, Алжир, Ливия, Марокко. Все эти земли стали по-арабски называться Магриб, что значит "запад". Как раз при Омейядах арабы двинулись на "настоящий" Запад, то есть на Западную Европу. Полководец Джебель-аль-Тарик, переправившись через Гибралтар, который тогда еще назывался проливом Геркулесовых Столпов, в 714 году покорил большую часть Испании... К середине VIII века владения Арабского халифата простирались от Атлантики до Памира, от Сахары до Дербента и от Грузии до Пиренеев... Это поразительное государство существовало одновременно в Африке, Азии и Европе! Но в 750 году Омейядов свергли потомки дяди Мухаммеда, Аббаса, названные в его честь Аббасидами. Аббассиды перенесли центр мусульманства в Ирак, где в 762 году на реке Тигр заложили новую столицу — Багдад, город сказочной Шахерезады и легендарного халифа Гаруна-ар-Рашида... Менялись халифы, династии, столицы... В конце концов, и сам непомерно огромный Арабский халифат распался на части... Но неизменным осталось одно: на обширных территориях, объединяя разноплеменные народы, владычествовал ислам! Мечты пророка Мухаммеда сбывались быстрее, чем он, вероятно, предполагал: никогда прежде ни одна религия столь стремительно и победоносно не покоряла мир. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |